понедельник, 11 апреля 2011 г.

Экспертный отжим: как получить, систематизировать и транслировать знания опытных сотрудников

Сегодня я хочу поделиться одной из моих любимых тем. Любима она мной потому, что в результате ее ты всегда обогащаешься новыми интересными знаниями. Ведь львиную долю этой работы составляет взаимодействие с экспертами.

Итак, что же такое экспертный отжим и когда он необходим?

Для выполнения любой работы необходим набор определенных навыков и умений. Их можно разделить на две основные группы. Специалисты называют их hard-skills и soft-skills, в дословном переводе тяжелые навыки и мягкие навыки.

Hard skills – это технические, производственные навыки, необходимые для выполнения своего рабочего функционала.  «Тяжесть» их заключается в том, что иногда мы тратим месяцы/годы в университете и на стажировках, чтобы овладеть ими.

Например, медицинский представитель должен хорошо знать анатомию и механизмы действия различных химических соединений на организм человека.  Он 5 лет обучается в университете, часто приобретает дополнительный опыт работы в аптеке - формирует базу умений и навыков для дальнейшей работы. и только потом может претендовать на позицию в серьезной компании, где ему предстоит дополнить его багаж hard skills на продуктовом обучении

Soft skills – это  навыки взаимодействия с людьми, коммуникации. На сегодня на рынке корпоративного и открытого обучения нет недостатка в тренингах на эту тему.

Если в вашей компании часто возникает необходимость обучения hard skills, то на определенном этапе вам будет необходимо собрать и систематизировать знание ваших экспертов. Их вам и необходимо "отжать" - собрать максимум информации, необходимой для работы сотрудникам, структурировать ее и сделать доступной для использования.

 Зачастую реализация этой задачи серьезно растягивается во времени и вот почему.
Многие специалисты нервно воспринимают идею создания обучения для молодых кадров, которые однажды их заменят.  Кто-то это хорошо осознает, кто-то сопротивляется неосознанно. Но результат один – эксперты под разными предлогами увиливают от рабочих встреч и обсуждений, чтобы обезопасить себя.
Как же сформулировать послание для опытных работников, чтобы достучаться до них и получить материал, который так важен для создания обучения hard skills?
Ответ выглядит подозрительно просто – важно понять потребности этих сотрудников, что еще важно для них? Но это только видимая простота – в каждой ситуации есть своя уникальная специфика и требуется время, чтобы найти верное решение. Вот пример.

Крупная региональная производственная компания. Эксперты заняты в своем производстве, все занимают руководящие позиции. Почему-то  все время не хватает времени на то, чтобы прийти на рабочую группу. Руководство в замешательстве: с одной стороны, люд делают хорошо  свою работу, добиваются поставленных результатов, с другой стороны все понимают, что большинство этих достижений делают специалисты «старой закалки». Два-три года и предприятие лишится своих героев – близится пенсионный возраст. Что делать? Первый шаг – выйти к людям, топ-руководству  обратиться к своим сотрудникам. О чем же говорить? О важности изменений – да, о том, что нужна поддержка – тоже вроде верно.  Но это все о потребностях компании, а не сотрудников….
Но нам было известно, что многие из экспертов  намерены вовремя уйти на заслуженный отдых. Те, кто проработал на производстве боле 15 лет ( их большинство), получал небольшую прибавку к пенсии. На основе этих потребностей было подготовлено обращение к сотрудникам. Ключевое послание обращения «Разве вам не все равно, кто вас заменит, когда вы уйдете на пенсию? Нам не все равно как мы сможем обеспечить вам и себе спокойное будущее»


Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий